Душ Алексеева :: Полезная информация - Книжная полка

Русская баня. «Если русский не попарится в субботу, ему становится как-то стыдно и совестно, и чего-то не хватает ему», — пишет в своих заметках один весьма наблюдательный иностранец, проживший какое-то время в России.     Действительно, баня для русского человека была самой настоящей жизненной потребностью. Она являлась не только средством соблюдения чистоты, гигиены, но и лечебницей, в которой выгоняли всякую хворь, избавлялись от самых различных болячек. В одном из уставов святого равноапостольного князя Владимира бани именовались «заведениями для немогущих». То есть бани рассматривались как своего рода лечебницы. Известно, что епископ Ефрем, ставший впоследствии митрополитом Киевским, в 1091 году повелел «заводить строение — банное врачево — и всех приходящих безвозмездно врачевать». Искусный врачеватель, монах Киево-Печерской лавры Агапит исцелял болящих банными процедурами с применением лекарственных настоев трав.     Русская баня, как говорит, описывая быт русского народа, историк Костомаров, была еще и источником истинного удовольствия, отдохновения для души и тела, телесного и даже морального очищения, совершенствования. «Баня все грехи смоет» — говорится в народе. Без нее не обходилось ни одно важное событие в жизни человека. В старину баня, хорошо прожаренная, становилась на время родов «родильным отделением». Человек рождался в бане, здесь происходило его первое омовение. Существовало правило: перед свадьбой жених обязательно шел в баню. И невеста в этот день, после «утренника», приглашала подруг на домашник «в жарку банюшку». Накануне свадьбы мать невесты пекла хлеб «банник», которым она благословляла молодых к венцу.     На следующий после свадьбы день, по обычаю, жених и невеста шли в баню вместе. Когда они выходили, сваха угощала их «банником» и другой закуской, располагавшейся на нарядной скатерти вместе с двумя столовыми приборами.     Некоторые бытописатели указывают на то, что супруги обязательно ходили в баню после совместно проведенной ночи. Истопив баню, шли мыться утром и только после этого становились вместе перед образами на молитву.     По старинному обычаю русский человек с дороги всегда шел в баню, и по обычаю русского гостеприимства приехавших гостей приглашали в первую очередь в баню.     Когда появилась русская баня? Кажется, что она была всегда, в самой глубокой древности. Древние бани носили разные названия: мовня, мовница, мыльня и уже позднее — баня. Одно из первых письменных упоминаний о бане в отечественной истории находим в «Повести временных лет». Летописец Нестор рассказывает о том, как святой апостол Андрей Первозванный, проповедуя слово Божие, дошел до пределов Новгородских и увидел в этих местах удивительное действо: людей, парившихся в бане. В ней, пишет летописец Нестор, люди становились по цвету как вареные раки. Накалив печь в деревянной бане, они входили туда нагими, обливались водой, а затем начинали бить себя вениками, так что выходили едва живыми. И только облившись холодной водой, оживали.     Какой же была русская баня? Вероятно, с веками она менялась и совершенствовалась, но думается, что определение, которое дается в толковом словаре Даля, полностью характеризует ее. «Баня паровая, русская баня, строение или покои, где моются и парятся, не просто в сухом тепле, а в пару, почему важнейшие части бани: калильная печь с булыжником (каменка) или с ядрами и чугунным боем (чугунка) или с колодою в виде опрокинутого котла с завороченными окраинами, затем полок с приступками и подголовьем, на котором парятся, лавки вокруг стен, на коих моются, чаны с горячею и холодною водою или краны для этого в стене, шайки для мытья и окота, вехотки (мочало) для мылки, веники (дубовые или березовые) для парки. При порядочной бане есть предбанник, где раздеваются, отдыхают, запивают баню квасом».     Строились бани всегда из дерева. В предбаннике стояли лавки. У многих в предбаннике, в переднем углу, висела икона и крест. Лавки устилали мятой или другой душистой травой, квас с запахом мяты наливали в берестяные туеса, им обливались, перед тем как идти на полок. Сам полок, как правило, изготавливался из липы и, когда его обдавали кипятком, издавал медовый запах липы. На Руси существовали две разновидности бань: баня по-черному и баня по-белому.     В бане по-черному парная не имеет дымовой трубы. И дым из печи идет прямо в парилку. После того, как баню истопят, парилку проветривают и парятся по-черному. И в наше время есть любители баньки по-черному. Прокопченные стены издают какой-то особенно вкусный душистый запах.     Баня по-белому, в противоположность черной, обязательно имеет печь с хорошим дымоходом. На раскаленные камни печи-каменки льют воду, потом выгоняют лишний пар и, забираясь на полок, предвкушают будущее удовольствие.     Закончив небольшую экскурсию в историческое прошлое бани, перейдем к делу.     ОБ ОКРОПЛЕНИИ БАНИ СВЯТОЙ ВОДОЙ     В русском быту существует традиция окроплять земельные участки, хозяйственные постройки, жилища, в том числе и бани, святой водой. Это совершается в Крещенский сочельник, после Великого водоосвящения. При этом читаются тропари праздника.     "Во Иордане крещающуюся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извёствоваше словесё утверждение. Явлёйся, Христе Боже, и мир просвещёй, слава Тебе."     Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. При окроплении читается следующая молитва честному Кресту:     "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящий Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крёстным знамением, и в веселии глаголющиx: радуйся, пречестный и животворящий Кресте Господень, прогоняли бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшего силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой честный на прогнание всякаго супостата. О пречестный и животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь."     КАКОЙ ВЕНИК ВЫБРАТЬ     Все веники хороши, выбирай на вкус. Кому-то доставляет радость париться веничком березовым, кому-то дубовым, для разнообразия заменяя его иногда можжевеловым или, например, эвкалиптовым, а есть любители веничка крапивного. Но все-таки большинство — за березовый веник. Самое лучшее опахало дают мягкие гибкие березовые ветки. Они издают свежий, неповторимый аромат, который остается на коже еще несколько часов. Они очень мылкие, ими хорошо растираться. Те, кто парятся березовыми вениками 1—2 раза в неделю, чувствуют себя бодро и хорошо. Ведь в листьях березы есть не только эфирные масла и дубильные вещества, но и витамин С, а также провитамин А.     Березовый веник снимает боль в мышцах и суставах, незаменим при ОРЗ и астме, бронхите, способствует скорейшему заживлению ран и ссадин, прекрасно очищает кожу.     Поклонников дубового веника тоже предостаточно. Листья у хорошо распаренного дубового веника всегда в меру сухие и не обжигают тела. Дубовые ветки очень прочные, и веники, сделанные из них, тоже отличаются особой выносливостью, эластичностью. Им запросто можно попариться пять раз, а в умелых руках профессионального парильщика дубовые веники выносят десять и больше парений.     Листья дуба содержат много дубильных веществ. Правда, дубовые ветки довольно жесткие, им невозможно сделать растирание или веничный массаж.     Дубовый веник нормализует давление, а также его используют для лечения кожных заболеваний.     На Кавказе часто используется эвкалиптовый веник. У него несколько другие задачи, нежели у березового или дубового. Он не годится для похлестывания, не выдержит и рассыплется. Но зато какое целебное действие оказывают нежные поглаживания и смахивания эвкалиптовым веником! Листья его содержат от одного до трех процентов эфирного масла. Этот веник используют при язвах, фурункулах, невралгии, ушибах, растяжениях и болях в суставах.     Липовый веник снимает головную боль, отлично помогает при простуде и ревматических болях в суставах, оказывает успокаивающее действие.     Орешниковый веник прекрасное средство при варикозном расширении вен, диабетах, трофических язвах.     Смородиновый веник повышает иммунитет, очень полезен для кожи.     Калиновый и кленовый веники помогают при кашле, прекрасно лечат кожную сыпь.     Хвойный веник. Хвойный веник изготавливают из веток ели, пихты, кедра. Прежде чем париться, его нужно минут двадцать подержать в крутом кипятке, чтобы иглы стали мягкими. И лучше париться им после второго захода в парилку, иначе можно поранить кожу! Кроме того, хвоя может вызвать зуд. А вот когда кожа хорошо согреется и станет эластичной, можно приступить к похлестыванию. Но не очень увлекаясь и сберегая особо нежные участки кожи. Полезнее хвою добавлять в березовый или дубовый веник. Кедровый и сосновый веники оказывают тонизирующее и укрепляющее действие, помогают при заболеваниях дыхательных путей.     Можжевеловый веник. Это веник на любителя острых ощущений, так как жалит он немилосердно. И любители эти говорят, что массаж можжевеловым веником вызывает особые, непередаваемые ощущения. Помогает при подагре, ревматизме, отеках.     Крапивный веник. Удивительно, неужели можно париться крапивой? Оказывается, не только можно, но и очень полезно. Это поистине лечебный веник. Если у вас побаливает поясница, болят суставы, парьтесь крапивным веником. Он нормализует артериальное давление, снимает нервное напряжение. Перед употреблением веник нужно положить сначала на 3—4 минуты в горячую воду, а затем на 3—4 — в холодную. Как только тело начнет гореть, нужно обмыться горячим душем. Только хлестать крапивным веником себя изо всей силы не нужно. Он не годится для глубокого прогревания и сильного веничного массажа.     Если надо, чтобы веник был жгучий, например для противоревматического массажа поясницы, его держат в кипятке всего одну минуту.     Для изготовления веника из крапивы достаточно 7—5 небольших стеблей.     Комбинированный веник. Это когда смешивают веточки нескольких деревьев. Например, в березовый веник добавляют несколько дубовых веточек или каких-то других.     КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПАРИТЬ ВЕНИК     Если веник свежий, его не запаривают. Он от этого делается тяжелым и очень жжется. Веник достаточно просто сполоснуть. Сухой веник нужно опустить в холодную воду на 15—20 минут, а затем на 1—2 минуты — в горячую. Если же веник пересох, надо распарить его 10—15 минут в кипятке. Вода после этого «заваривания» превращается в полезный настой, которым очень хорошо мыть голову для укрепления корней волос и избавления от перхоти.     ЗАГОТОВКА ВЕНИКОВ     В какое время лучше заготавливать веники     «Считается, что лучшая пора нарезать и вязать веники — от Троицы до Успения Пресвятой Богородицы. Дубовые веники в средней полосе заготавливают в августе, а на юге — в июне—июле. Лучшие эвкалиптовые веники получаются в августе—сентябре.     Как резать и вязать веники     Например, вы решили заготовить березовые веники. В березняке ищется молодое, пушистое невысокое дерево с длинными, гибкими, покрытыми густой листвой ветками. Стебли такого дерева тонкие, нежные, а

Hosted by uCoz